Рынок входных дверей в России. История развития и тренды 2018 г.

Советы

Захаров Сергей Александрович
Захаров Сергей Александрович
Ведущий специалист по маркетингу ООО НПО-Промет

Немного истории

Рынок входных дверей в РФ довольно молод: формирование началось в 90-е годы XX века.

Вместе с приходом рыночной экономики в каждом городе и поселке нашлись умельцы, которые развесили объявления: «Стальные двери по Вашим размерам». Быстро возникли крупные агломерации из мелких производителей (Йошкар-Ола, Клин), но крупных отечественных производителей, как, например, «Жигули» в автомобильной промышленности, не было.

Спрос в 90-е и 2000-е удовлетворялся кустарными «гаражными» дверями и импортом. Но импорт из Европы оказался очень дорог и не стал массовым. Постепенно «законодателем моды» стала продукция китайской промышленности.

Изделия «гаражных» кооперативов отличались друг от друга, но чаще всего были очень низкого качества. Толстый металл двери казался надежным, но дешевые и легко вскрываемые замки делали эти двери мечтой рядового взломщика, а отсутствие отделки снижало интерес потребителя.

Китайские двери были фабричным продуктом, красивым (копировали американские и европейские образцы), с многочисленными ригелями и невысокой ценой. Такие двери начали пользоваться бешеным спросом, и 2–3 года занимали 90% рынка.

Импортом дверей занялись сотни небольших компаний. Возникла высокая конкуренция среди импортеров, которая привела к консолидации рынка и упрощению китайских металлических дверей. Чтобы предложить более дешевую дверь, импортеры уменьшали толщину металла, упрощали замки, использовали сотовый картон в качестве утеплителя. 

Эти недостатки выявлялись позже, в процессе эксплуатации, и через определенное время привели к потере доверия со стороны российских потребителей.

Одновременно возникли и начали развиваться российские производства, которые начали вытеснять китайскую продукцию. Продукция российских производителей отличалась применением намного более толстого металла (1,2–1,5 мм), качественным уплотнителем (минеральная вата и новейшие технологии — пенополистирол), надежными замками.

Появляются российские производители, специализирующиеся на изготовлении взломостойких дверей и сертифицирующие свою продукцию.

Большинство российских предприятий работало на региональном уровне, но несколько производителей заявили о планах создать общероссийские сети сбыта.

А что сейчас?

Усиление конкуренции привело к серьезным изменениям на рынке входных дверей.

Доля китайской продукции снизилась, есть изменения в ассортименте: копируется толстый металл, как у российских производителей, копируются замки, дизайн. Регистрируются российские бренды, чтобы покупатель не догадался, что двери из Китая.

Стоит отметить, что это просто имитация. Металл используется более тонкий, чем заявлен: это сложно измерить в бытовых условиях, так как слои краски увеличивают толщину полотна.

В то же время российские производители продолжают совершенствовать продукт:

Про взломостойкие двери

Нельзя не отметить усилия некоторых российских производителей, предлагающих взломостойкие двери.

Некоторые модели сертифицированы по российскому ГОСТу взломостойкости. Но существует неприятная тенденция:

сертифицировав одну модель, производитель продает более дешевые модификации этой двери и «забывает» сказать потребителю, что бюджетные модицикации не проходили сертификацию и не являются взломостойкими.

Хотелось бы выделить несколько моментов:

В такой ситуации недорогая российская дверь плюс сигнализация и осторожность хозяев — более доступное решение. И это надежнее дорогой взломостойкой двери.

Двери с ограничением доступа

Ряд производителей дверей предлагает модели, оборудованные системами наблюдения и

контроля доступа. Это интересное и удобное решение, которое вписывается в общемировой тренд «умный дом». Но есть ограничения:

Тенденции 2018 года

Рынок зрелый, значительного роста не предвидится, хотя большое влияние могут оказать государственные программы ввода жилья (Обращение Президента РФ об увеличении строительства жилья до 120 млн м2). Будут перераспределяться доли рынка.

Продолжится тенденция замещения китайских дверей продукцией отечественных производителей. Уже сейчас выражение «китайская» дверь имеет негативный оттенок.

При этом необходимо отметить серьезные изменения у китайских поставщиков: двери маскируются под российские, используются российские бренды, и часть ассортимента заказывается у российских производителей.

Серьезная тенденция — усиление роли дизайна. Потребитель хочет видеть не только надежную, но и красивую дверь. Большое внимание будет уделяться отделке двери, панелям с внешней и внутренней стороны. Заметно вырастет толщина панелей. Большинство продавцов сходятся во мнении, что минимальная толщина — 10 мм, а желательно больше. Фактически стандартом являются 16-миллиметровые панели, но встречаются и 19–22 мм.

Дополнительная ценность — глубина фрезеровки и сложность (уникальность) рисунка на панели.

Большинство российских производителей объявили резкое расширение производственных мощностей, ввод запланирован перед сезоном 2018 года. При этом возможность наступления кризиса остается актуальной: отзыв лицензий у банков, слабый рост оборотов розничных сетей.

В этой ситуации резкое увеличение предложения на рынке представляет определенную угрозу: производители дверей, резко увеличив производство, будут вынуждены воевать за сбыт, ввязываться в ценовые войны.

Опросы дилеров показывают следующую картину: для торговых организаций важны стабильность поставок, качество дверей и адекватная реакция поставщиков на брак и рекламации.